Суббота, 27.04.2024, 06:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Оредежская средняя общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза А. И. Семенова"
                                     6+

Меню сайта

Предпрофильная подготовка

На этой страница дано описание системы работы  классных руководителей, социального педагога, администрации школы

 

по вопросам самоопределения  и профориентации учащихся на ступенях образования с 5 по 11 класс

(использованы авторские разработки психолога-консультанта Галины Резакиной )

Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов)

Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это – в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии - только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.

Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

«Уроки самоопределения» - это система классных часов для учащихся 5-9 классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач.

Цель работы – формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
I. Самооценка
 Образ «Я» и самооценка  Самооценка и уровень притязаний  Успех и уровень притязаний  Формула успеха  Я – реальный, я – идеальный
II. Направленность личности
 Что такое хорошо и что такое плохо  Мои недостатки и достоинства  Свобода и ответственность  Ролевая игра «Акулы и дельфины»  Мотивы выбора профессии
III. Эмоционально-волевая сфера
 Я управляю стрессом  Я чувствую, значит, существую  Поведение в конфликтах  Эмоциональный интеллект  Стиль общения
IV. Мыслительные способности
 Память и внимание  Тип мышления  Интеллектуальный потенциал  Интеллектуальная подвижность  Эрудиция
V. Интересы и склонности в выборе профессии
 Профессиональные интересы  Профессиональные склонности  Определение типа будущей профессии  «Профиль»  Профессиональный тип личности
VI. Способности и профессиональная пригодность
 Задатки и склонности  Мыслитель или художник?  Технические способности  Человеческий фактор  Профессия и здоровье
VII. Профессия и карьера
 Что я знаю о профессиях  Формула профессии  Признаки профессии  «Оптимисты и скептики»  Современный рынок труда
VIII. Стратегия выбора профессии
 Азы правильного выбора  Ошибки в выборе профессии  Планирование профессионального будущего  Слагаемые профессионального успеха  Пути получения профессии

 

Диагностика и развитие мотивационно-потребностной  и ценностно-смысловой сферы подростков

Программа включает сценарии четырех психологических занятий, цель которых - помощь в осознании подростками своих профессиональных мотивов, потребностей, жизненных ценностей. Вести занятия могут психологи, классные руководители, специалисты, ответственные за профориентационную работу.

Диагностику мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы осложняет то, что большинство методик основано на самооценке и представляет собой набор прямолинейных, лобовых утверждений, нередко провоцирующих протестные реакции или социально одобряемые ответы. В авторских методиках, включенных в пособие, число подобных утверждений сведено до минимума. Использование косвенных вопросов и ценностных суждений, прошедших культурный отбор и определяющих основные нравственные понятия, которые понимаются всеми людьми одинаково и без доказательств, снижает вероятность искажений при тестировании.

От автора
Занятие 1. Мотивы профессиональной деятельности.
Методика "За двумя зайцами" (модификация методики Е.И. Головахи)
Методика "Я-Другой, Карьера-Дело" (Г.В. Резапкина)
Занятие 2. Иерархия потребностей.
Методика "Актуальные потребности" (Г.В. Резапкина)
Занятие 3. Мотивы труда.
Методика "Иерархия мотивов труда" (Г.В. Резапкина)
Занятие 4. Жизненные ценности.
Анкета "Жизненные ценности"
Методика "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина)
Заключение.
Приложение. Результаты самодиагностики.

Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов 

«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Наконец пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву".

 

 Если мы надеемся хотя бы на внимание и понимание, не говоря уже о передаче какого-то опыта, мы должны, прежде всего, сами верить в то, чему учим. Беда многих программ в том, что дети безошибочно чувствуют их фальшь. Особенно это касается программ профессионального самоопределения, которые транслируют социально одобряемые, но оторванные от жизни установки и ценности. Это – все равно, что учить детей соблюдать правила дорожного движения там, где их не соблюдают водители.

Что делать? Не выходить из дома или самим не соблюдать никакие правила? Ни то, ни другое. Просто смотреть, думать и принимать решения. Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения. Убеждена, что учителя и психологи, которые будут работать по этой программе, увидят и разовьют ее возможности.

План занятий по программе «Психология и выбор профессии»

I четверть. Что я знаю о своих возможностях
II четверть. Что я знаю о профессиях
III четверть. Способности и профессиональная пригодность.
IV четверть. Планирование профессиональной карьеры
Хотитет быть в курсе актуальных новостей региона?



Copyright MyCorp © 2024



Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?